Ко всем статьям

Арктические цепи для Северного морского пути

24.07.2024
Арктические цепи для Северного морского пути

Шесть суровых морей, тысячи морских миль льда и кратчайший путь на восток — это все про Северный морской путь, на покорение которого у России ушло несколько столетий. Сегодня Арктика все так же сурова, но ее испытания преодолимы благодаря новейшим технологиям. И «Завод Красный Якорь» тоже вносит свой вклад в бесперебойную работу российского флота на Северном морском пути.

Освоение Арктики входит в стратегический перечень приоритетов экономического развития России. Северный морской путь связывает европейскую часть страны с удаленными регионами Крайнего Севера и Дальнего Востока. Альтернативный способ добраться морем от одного края России до другого — через Суэцкий канал — длиннее в полтора раза. Сегодня освоение Севера зависит от достижений науки и техники. Минпромторг РФ формирует программу арктического судостроения, а координация строительства флота для СМП осуществляется федеральным Правительством. Россия вводит в строй самые мощные в мире атомные ледоколы проекта 22220 и суда высокого арктического класса, танкеры, балкеры, суда снабжения, контейнеровозы, портовый флот. Все для того, чтобы грузопоток СМП к 2030 году составил порядка 200 млн тонн.

Над разработкой цепей и комплектующих, способных на долгую службу в условиях морской воды и низких температур «Завод Красный Якорь» начал работать в 2007 году. Тогда предприятие получило заказ от «Газфлота» на изготовление якорных цепей 81-го калибра для морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Цепи нашего производства на протяжении всего ХХ века служили в условиях севера. Требования Winterization (-Т) от ФАУ РМРС в то время еще не были установлены, но наши специалисты задумались над тем, как увеличить ресурс продукции в агрессивной среде Северного Ледовитого океана.

Было проведено моделирование процесса, поставлена серия экспериментов с образцами всех марок сталей, которые применяются для изготовления якорных цепей по ГОСТ 228-79 и одобрены ФАУ РМРС. Результаты эксперимента показали, что полный срок службы любых якорных цепей снижается в морской воде при отрицательных температурах практически в 2 раза, то есть сокращается с обычных 15 лет до 7–8. Циклическая долговечность составила всего 40–60% от номинальных значений, установленных для эксплуатации цепей в умеренном климате. Одной из основных причин разрушения цепей в условиях Северного Ледовитого океана оказалось коррозионное растрескивание.

Чем это грозит судну? Первые 3–5 лет обычная якорная цепь в арктических условиях прослужит без нареканий. Но затем от сильного мороза и соленой морской воды цепь покрывается сеткой мелких трещин. При переменной динамической нагрузке морская вода проникает внутрь, увеличивая размер трещин. Возникает риск обрыва цепи, что приведет к неминуемому ущербу. В условиях Арктики подобные ситуации опасны вдвойне.

Рабочая группа наших специалистов решила подобрать такую марку стали для арктических цепей, чтобы она не только сохранила заложенный ГОСТ 228-79 ресурс, но и превзошла его. За основу была взята сталь, которую «Завод Красный Якорь» использует в производства цепей для горно-шахтного машиностроения. И результаты первых же экспериментов показали, что направление выбрано верное. После серийных испытаний был скорректирован состав легирующих элементов, и в итоге был получен продукт с уникальными техническими характеристиками. Мы получили якорные цепи, которые при полном соответствии требованиям ГОСТ 228-79 имели более высокие прочностные характеристики, полное соответствие геометрических параметров и при этом срок службы не менее 20 лет при соблюдении всех правил эксплуатации! Так появились цепи арктического исполнения.

В 2011 году ФАУ РМРС ввел в свои Правила требования Winterization. Арктические цепи «Завода Красный Якорь» им полностью соответствовали. Мы стали первым предприятием-производителем цепей в мире, который получил одобрение РМРС на производство подобной продукции.

По официальным данным, современная программа арктического судостроения подразумевает расширение группировки судов в северных широтах с 30 до 100 и их интенсивную работу как на открытой воде, так и в условиях ледяных полей. Поэтому опытные проектанты выбирают нашу якорную продукцию в ее арктическом исполнении. Это в полной мере обеспечивает высокую степень надежности и длительную безаварийную службу судов.

Цепи и комплектующие вы можете найти в нашем каталоге.