ИсторияНовостиВыставкиКачествоСнабжениеКарьераПартнерыРегулируемые виды деятельности

Завод №646 («Завод Красный Якорь») в Великую Отечественную войну (1941 – 1945 годы)

 На  территории  Нижегородской  области  начался  сбор  подписей  в поддержку  присвоения  г. Нижнему  Новгороду  почетного  звания  «Город трудовой доблести» . АО «Завод Красный Якорь» поддерживает инициативу и активно присоединяется к сбору подписей. 

logo_ggg

22 июня 1941 года работники «Красного Якоря» потянулись к военкоматам и заводским цехам. В этот же день начались работы по сооружению газоубежища на заводе, а общее собрание рабочих официально постановило: 

«Все как один - рабочие, служащие, ИТР завода «Красный Якорь» - мы будем вносить в общий фонд обороны страны свой однодневный заработок каждого месяца до конца полного разгрома фашистских полчищ!»

 С первых дней войны около 500 кадровых рабочих «Красного Якоря» ушли на фронт защищать Родину. Вместо них к станкам встали женщины и ученики профессиональных училищ. Высококвалифицированные работники получили «бронь» и остались работать в цехах.
Среди новых видов продукции, которые необходимо было освоить в 1941 году, были металлоизделия для минометных вьюков 50 мм и 82 мм, укладочные приспособления для 107-мм и 45-мм пушек, браслетные цепи противоскольжения для автомобилей ЗИС5, ГАЗ-АА, М-1, цепи «Гаянт». С началом войны дополнительные задания примерно в 5 раз превысили среднегодовой (довоенный) план!
В соответствии с приказом заводу «Красный Якорь» также предписывалось производить механическую обработку деталей по спецификации завода № 92 (Горьковский машиностроительный завод) для выпускавшейся на этом предприятии противотанковой пушки ЗИС-2. «Красный Якорь» также оказывал помощь заводу №112 («Красное Сормово»), выпускавшему танки Т-34.
Основной объем правительственного задания по цепям противоскольжения и цепям «Гаянт» пришелся на IV квартал 1941 года – время битвы за Москву и обеспечение «Дороги жизни» для блокадного Ленинграда. Большое значение для переброски сил и средств Красной армии имела проходимость автобронетанковых частей в условиях плохих дорог или полного бездорожья.
На базе кузнечно-якорного производства завод перешел на массовый выпуск специальных якорей для оснащения объектов инженерного вооружения Красной армии, необходимых для организации переправ при форсировании рек. В период строительства Горьковской оборонительной линии «Красный Якорь» получил заказ на изготовление противотанковых ежей.

В августе 1941 года завод получил первое правительственное задание по освоению и выпуску боеприпасов – головки реактивного снаряда М-8 для «Катюш». Это было мощное оружие: одна реактивная установка в течение 15–20 секунд способна была послать во врага 16 снарядов. 

Коллектив «Красного Якоря» делал все возможное, чтобы помочь фронту, сутками не выходили из цехов, пока не выполняли задание. Атмосфера напоминала боевую, незримая линия фронта прошла по цехам. Каждый день «Красный Якорь» поставлял на фронт важную военную продукцию. Активное развитие в первый военный год получило стахановское движение.
 
В 1942 году, когда развернулась грандиозная битва за Сталинград, советским частям в огромном количестве нужны были снаряды и боеприпасы. Поэтому в 1942 году их производство на «Красном Якоре» по отношению к 1941 году увеличилось в 50 раз!
В 1942 году «Красный Якорь» в рамках полученных заданий должен был выпускать укладочные приспособления для 45-мм противотанковой пушки, корпуса «ПР», деталь № 10 снаряда М-8, головку М-30, головку М-20, иллюминаторы, детали механической обработки для завода № 92 (Горьковский машиностроительный завод) к орудиям системы ЗИС-3 (дивизионной пушки) и Ф-34 (танковой пушки), амортизаторы, тральные изделия.
Основной объем выпуска боеприпасов (М-20, М-30) пришелся на вторую половину 1942 года, наиболее ожесточенный период Сталинградской битвы. Среди особо важных заданий этого года для «Красного Якоря» было обеспечение цепями Горьковского автозавода в связи с налаживанием производства легких танков Т-70.
Чтобы выполнять все эти задания, рабочие и инженеры завода «Красный Якорь» проявляли чудеса изобретательности и новаторства. Всего за 1942 год было подано 86 рационализаторских предложений.
Особым для «Красного Якоря» стал 1943 год. Выпуск боеприпасов на предприятии достиг максимального объема – этот вид продукции стал одним из основных. В 1943 году заводом были освоены и новые изделия: М-31, фугасно-авиационные бомбы ФАБ-50, АО-25, петли, задрайки, талрепы, квадратные гвозди, штамповка амортизаторов, штамповка деталей Ф-34, дреки. Годовой план по боеприпасам был выполнен на 118,2%.
Боеприпасы и понтонные якоря, изготовленные на «Красном Якоре» отправлялись на фронт, позволяя частям Красной армии удерживать оборону на Курской дуге и форсировать Днепр.
Это был настоящий коренной перелом в Великой Отечественной войне. «Красный Якорь» стал одним из ведущих предприятий региона по производству боеприпасов. За успешное выполнение фронтовых заказов завод по праву вошел в число передовых предприятий Горьковской области.
Применение новых методов в работе позволило заводу осваивать изделия в рекордно короткие сроки – за 15–20 дней вместо 1,5 - 2 месяцев при старых методах работы.
В 1945 году за хорошую и инициативную работу в годы войны 573 заводчанина были представлены к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Большую помощь рабочие, служащие и инженеры завода оказывали фронту, участвуя в денежных займах, сборе теплых вещей, подарков. Это был настоящий гражданский подвиг трудового коллектива «Красного Якоря». В ответ на сбор средств, организованный коллективом «Красного Якоря» для строительства танковой колонны, завод получил телеграмму, которая хранится в архивах: 

«…Прошу передать рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим завода НР 646, собравшим 170 838 рублей и 34 525 рублей облигациями на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной армии. Сталин». 

Прославились рабочие завода «Красный Якорь» и на полях сражений. Среди заводчан многие были отмечены боевыми наградами. Их память увековечена на заводской стеле и в книге об истории предприятия.

plakat

plakat2

Все новости