ИсторияНовостиВыставкиКачествоСнабжениеКарьераПартнерыРегулируемые виды деятельности

История

Цепной промысел в Нижегородской губернии в XIX - начале ХХ века

Дореволюционное цепное производство Нижегородской губернии не имело конкурентов и по объемам вырабатываемой продукции занимало первое место в стране. Делали преимущественно якорные цепи на баржи и пароходы, а центрами изготовления стали две округи: Безводнинская Нижегородского уезда и Краснораменская Семеновского.

Что же послужило динамичному развитию кузнечных промыслов в Нижнем Новгороде? Разгадка кроется в бедности местных почв – крестьяне были не способны заработать на жизнь одним только земледелием. Развитию кустарных кузниц поспособствовал владелец Краснораменской округи, помещик князь Черкасский. Желая увеличить сборы оброка с крестьян, он приглашал в город мастеров и давал в долг деньги на строительство кузниц. Так нижегородцы овладели гвоздеделательным промыслом. Дело прижилось во многом из-за местной географии – по Волге железо и уголь доставляли быстро. И только в начале 1870-х годов частная выделка гвоздей пошла на спад – появились фабрики, и мастерам кузнечного ремесла пришлось переквалифицироваться, чтобы не потерять источник пропитания. В результате, кузнецы овладели ковкой тех изделий, на которые поднимался спрос, в том числе цепей.

Благодаря исследованию нижегородского земского статистика Михаила Александровича Плотникова (1896 год) нам известно, что в цепное производство на Красной Рамени были вовлечены кузнецы Зименок, Селища и Межуек. По тем же данным, основоположником цепного промысла на семеновском берегу Волги стал крестьянин Г. А. Таранков. Что касается Безводнинской округи, то она производила цепи с 1840-х годов, а уже в 1875 году располагала двенадцатью действующими кузницами с годовым производством цепей на 15 тысяч рублей. В конце XIX века число нижегородских кустарей-цепников достигло 900 человек!

5711_21

Механизм промысла был прост: кустарь-производитель получал металл от хозяина-раздатчика, который забирал уже готовую продукцию и находил ей сбыт. Иногда в этой цепочке появлялся и нижегородский купец-железоторговец, у которого брал сырье в кредит раздатчик. В таком случае, именно купец искал сбыт продукции и получал основную прибыль. В конце XIX века некоторые раздатчики из числа тех, кто занимался поставками цепей конечному потребителю, сумели скопить капиталы и выбились в «тысячники», то есть сильно разбогатели.

Во все времена главным показателем для цепи была ее прочность. Поэтому еще тогда, в XIX веке, приволжские кузнецы во избежание убытков и претензий проводили испытание своих изделий. Поступали просто: цепь привязывали к углу большой крепкой избы и натягивали при помощи рычага или лошадей. Разумеется, подобные опыты не гарантировали безаварийность судовладельцам - происшествия были довольно частым явлением. Многотысячные убытки заставили кустарей еще серьезнее подойти к качеству продукции. 

Первый цепепробный пресс был приобретен безводнинским коммерсантом А. И. Сучковым в 1870-х годах. Позднее такие прессы получили распространение и в Краснораменской округе. Однако и эти приспособления не смогли отвечать требованиям стремительно развивающегося судоходства, и кустарные цепи оказались невостребованы - российский морской торговый и военный флот закупал цепи в Англии. Сложившаяся ситуация требовала создания цепепробной станции, которая была бы аккредитована европейскими классификационными и сертификационными обществами, признана Российским Правительством.

Прорыв произошел в 1902 году, когда владелец цепного завода под Нижним Новгородом Лука Лукич Зотов запустил единственную в России цепепробную станцию. Она была оборудована по европейским стандартам и обладала всеми необходимыми мировыми сертификатами. Любые нижегородские цепи, получившие клеймо этой станции, очень быстро находили вход на рынок морского судостроения и попадали на Каспийское и Черное море. А в начале ХХ века местная продукция стала конкурировать с произведенной на казенном Ижорском заводе.

Благодаря зотовской станции число кустарей-цепников выросло на 74% - продукция, прошедшая испытания и получившая заветное клеймо, гарантированно находила сбыт. Впрочем, частное производство не продержалось долго, поскольку покупатель все больше предпочитал машинную ковку ручной. После 1912 года количество кустарей-цепников неуклонно падало, а зотовское производство занимало все большую часть рынка.

Подготовлено по материалам книги Михаила Васильевича Савельева «Металлические промыслы Нижегородской губернии», типография «Нижегородское Печатное дело», 1916 год.

Завод и цепепробная станция Луки Зотова

6Именно Лука Лукич Зотов и является основателем «Завода Красный Якорь» (до революции предприятие носило название «Акционерное общество Смеловских цепного и якорного завода и испытательной станции»).

Лука Зотов родился в крестьянской семье в деревне Заречье Макарьевкого уезда Костромской губернии в октябре 1859 года. Мальчику было всего шесть лет, когда от рук грабителей погиб его отец. Без кормильца семья начала бедствовать – пришлось переехать в Макарьев к родственникам матери, Натальи Кузьминичны; а позже, в конце 1980-х годов, – в губернский Нижний Новгород. Наталья Кузьминична не смогла обеспечить сыну образование - добирать знания Луке Зотову приходилось самому, в том числе учиться грамоте. На этом поприще юный Лука Зотов добился успеха.

Благодаря своей грамотности в возрасте 30 лет Лука Лукич попал на работу в торговую лавку, где познакомился с Александром Александровичем Смеловым, владельцем небольшой компании по продаже мебели. Смелову было уже за семьдесят, а на выданье оставалась младшая дочь, девятнадцатилетняя Пелагея. Мужчине хотелось не просто устроить счастье наследницы, но и передать заработанный капитал в надежные руки. По согласию с обеих сторон, в 1890-м году Лука и Пелагея поженились.

Спустя год Александр Смелов скончался, а наследниками капитала стали дочь Пелагея и внуки Петр и Екатерина Рукавишниковы (их мать, сестра Пелагеи, к тому времени умерла). Мебельную торговлю продолжил Лука Лукич. Однако, дело казалось Зотову неперспективным, а на фоне растущего судоходства, Лука все больше склонялся к производству цепей. Семейным советом было принято решение перейти на торговлю цепями, якорями и прочей оснасткой для волжских судов.

По воспоминаниям дочери, Марии Лукиничны Зотовой, «отец вычитал где-то в журнале, что за границей существуют специальные станции, которые испытывают цепи на крепость. Будучи человеком умным, энергичным, склонным ко всему новому, он решил завести такую станцию. Стал подыскивать помещение, узнал, что в селе Ратманиха, недалеко от города, в Балахнинском уезде по Московскому шоссе, продавали корпуса сгоревшей спичечной фабрики. Помещение ему понравилось. Три больших каменных корпуса, и цена подходящая – четыре тысячи рублей. Землю под фабрикой он арендовал у Общества крестьян Ратманихи на 99 лет».

1Как было сказано выше, необходимость в испытательной станции в Поволжье была давно. Еще за пару десятков лет до описываемых событий, то есть в 1870-х годах, князь Федор Сергеевич Голицын (председатель Кустарного Комитета Министерства земледелия и государственных имуществ) в своем отчете о кустарной промышленности России обращал внимание правительства на крайнюю необходимость устроить в Нижнем Новгороде цепопробную станцию «для придания кустарным цепям большей надежности и для поддержания самих кустарей». Хлопоты князя не увенчались успехом. Министерство отнеслось к его предложениям невнимательно, а местное земство не нашло у себя достаточных средств для устройства станции.

И только спеустя годы после тех событий, в Ратманихе Лука Лукич наладил собственное производство и отправился в Европу на поиски прогрессивного оборудования. Объехав несколько стран, Зотов нашел то, что искал: в Россию он привез испытательную станцию и четыре станка с электрической сваркой.

Первая, прошедшая испытание, цепная продукция была откована в 1898 году. Эта дата и является днем рождения предприятия, которому суждено было стать «Заводом Красный Якорь».

Позднее корабельный инженер Альфред Борман в техническом журнале «Материалы по судостроению» издания Бюро «Морской техник» (Санкт-Петербург, 1906 год) писал: «Русский кустарь-крестьянин Костромской губернии, получивший все свое образование у деревенского дьячка, понял все огромное значение цепопробной станции и не побоялся истратить до 20 тысяч рублей на ее устройство. Лука Лукич Зотов, ныне гражданин города Нижнего Новгорода, положил массу труда и энергии на изучение цепного производства, объездил для этой цели всю Европу, и результатом пытливого и самобытного ума русского крестьянина является цепопробная станция, не уступающая по оборудованию своему заграничным станциям Английской торговой палаты и классификационных обществ».
16
Автор публикации особо подчеркнул, что Зотов вызвал для проверки станции не только представителя Главного управления торгового мореплавания, но и агентов классификационных обществ: французского «Бюро Веритас» и германского «Ллойда». Главное управление торгового мореплавания придало станции официальный характер и назначило на нее правительственного инспектора. Вскоре кустари узнали об открытии испытательной станции, и в Ратманиху потянулись нескончаемые обозы. Завод был загружен работой до отказа, как по изготовлению различных цепей и якорей, так и по их испытанию. Предприятие работало без перебоев, известность его росла.

3_Несмотря на то, что владельцем завода являлся Лука Зотов, в названии предприятия фигурировала фамилия Смелова. Дело в том, что памятуя, какую роль сыграл в его судьбе тесть, Лука Лукич таким образом воздал дань уважения и благодарности почившему родственнику.

Все переменилось в 1907 году, когда замуж вышла одна из наследниц Смелова, Екатерина Рукавишникова. Ее новая семья потребовала выделить долю в наследстве. В денежном отношении доля была крупной, а свободных наличных средств у Зотова не оказалось – весь капитал был вложен в организацию завода, новое оборудование и цепопробную станцию. На семейном совете решили продать завод. В семейной памяти остались воспоминания о том, как тяжело далось Луке Лукичу такое решение, но нарушить слово, данное тестю, он не смог.

В 1910 году предприятие продали англичанам за 100 тысяч рублей. Надо особо отметить, что иностранцы были весьма довольны положением дел на заводе и даже предложили Луке Лукичу работать наемным директором. Зотов согласился и отдал заводу еще два года жизни. Жалованье он получал по тем временам очень большое - 600 рублей.

«Английский» дореволюционный период АО «Смеловских цепного и якорного завода и испытательной станции» нам малоизвестен. Сохранилась информация лишь о том, что в те годы у предприятия появилось торговое представительство в Санкт-Петербурге, а в пору рабочих забастовок завод в Ратманихе становился одним из очагов беспорядков.

В подготовке материала были использованы воспоминания внучки Луки Зотова, заслуженного работника культуры РФ Ирины Леонидовны Дорожновой.

Советский период

После революции 1917 года управление заводом перешло рабочим. Десять лет предприятие стояло на месте. Движение вперед началось лишь, когда в середине 1927 года Высший совет народного хозяйства РСФСР запретил в стране импорт корабельных цепей диаметром до 80 мм.

Страницы бухгалтерской книги «Акционерное общество Смеловских цепного и якорного завода и испытательной станции», 1918 год.

книга1книга2книга3 книга4книга9 

В годы первых пятилеток производство стремительно набирало обороты, а число работников выросло в три раза, с 300 до 1000 человек. Были построены электросварочный, травильно-волочильный, механосборочный цеха, испытательная станция. Внедрение инновационной технологии электрической сварки коренным образом изменило условия производства, увеличило производительность труда, улучшило качество продукции. К 1933 году электросварным способом было выпущено 864 тонны цепей! У завода появился производственный комплекс, который включал в себя кузнечно-цепной цех с 42 горнами, кузнечно-якорный поковочный и электросварочный цеха.

С началом Великой Отечественной войны завод перешел к выпуску военной продукции под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Срочные оборонные заказы на выпуск боеприпасов, укладочных приспособлений для горной артиллерии, понтонных якорей для инженерных войск, цепей противоскольжения для автомашин были выполнены в рекордное время. Тогда же создается приспособление для механизации сборочных операций - оно помогло увеличить выпуск цепей в пять раз. За отличное выполнение фронтовых заказов завод неоднократно получал благодарственные письма и телеграммы от командования.

13После революции предприятие подверглось национализации и получило название «Завод Красный Якорь». Был разработан план по наращиванию мощностей кузнечного цеха, переустройству электросварных цепеделательных линий и освоению новых типов цепей. Увеличились объемы производства такой продукции, как якорные, грузовые и тяговые цепи, цепные приборы, элементы такелажа, были внедрены прогрессивные автоматические линии, новая технологическая оснастка оборудования.

В 1949 году на предприятии запустили цепеделательную линию на выпуск 10 тысяч тонн цепей калибром 22 - 40 мм в год. Тогда же началось строительство блока цехов по сварке цепей крупного диаметра. В итоге, за послевоенные годы, удалось увеличить выпуск цепей в 15 раз.

С 1959 года на «Заводе Красный Якорь» полностью ликвидировали ручную горновую сварку. Тогда же предприятие успешно осуществило ряд грандиозных проектов: создание второй очереди поточно-механизированной линии по производству цепей диаметром 28 - 40 мм, внедрение термической обработки в электропечи, открытие нового инструментального цеха, создание трех специализированных цехов с замкнутым циклом производства (легких, средних и тяжелых цепей). Параллельно была введена бригадная форма организации труда. Важную роль в жизни предприятия получила новая социальная политика. Она была направленна на улучшение жилищного положения рабочих, культурной жизни завода, благоустройство территории и внедрение производственной эстетики.

В середине 1960-х годов завод был преобразован в производственное объединение «Красный Якорь», куда вошли два филиала, расположенные в Горьковской области. Решением правительства СССР, объединение вошло в состав Минуглепрома СССР, благодаря чему на заводе стремительно выросло производство высокопрочных цепей для горнодобывающей промышленности.

В 1991 году предприятие приватизировали и создали открытое акционерное общество «Красный Якорь». В период с 1992 по1995 годы прошла новая модернизация, было закуплено передовое цепесварочное оборудование и калибровочно-испытательные автоматы, изготовлены стенды для подбора пар цепей до 27 метров, заключены контракты с ведущими фирмами Германии, Голландии, Испании и Франции.

«Завод Красный Якорь» сегодня

10

В 2002 году генеральным директором предприятия стал Дмитрий Барыкин. Его активная деятельность помогла предприятию преодолеть кризис, расплатиться с долгами, увеличить темпы и объемы производства и перевести завод на качественно новый уровень.

Сегодня продукция ПАО «Завод Красный Якорь» имеет постоянных потребителей среди судостроительных и судоремонтных предприятий, машиностроительных компаний, предприятий горнодобывающей отрасли, рыбодобывающих, лесозаготовительных и сельскохозяйственных предприятий, заводов по производству строительных материалов.

Сейчас предприятие - крупнейший отечественный производитель продукции в своем сегменте. На ПАО «Завод Красный Якорь» трудится более 500 человек, его продукция сертифицирована морским и речным регистрами судоходства России, английским регистром «Ллойда», Госгортехнадзором и Госстандартом РФ.